Транспорт и логистика

Развитие пассажирских перевозок

Основанная в 2002 году, АО «Эйр Астана» (далее — Эйр Астана, Группа) является крупнейшей авиакомпанией Казахстана по доходам и размеру флота.

На конец 2023 года Группа эксплуатировала

49

самолетов

В 2023 году Совет директоров утвердил получение отдельного сертификата эксплуатанта (AOC) для компании FlyArystan и в сентябре принял ряд решений относительно ее будущего: FlyArystan стала отдельным юридическим лицом, на 100% принадлежащим Эйр Астана, и была переименован в АО «FlyArystan».

Так, на конец 2023 года, Группа выполняла полеты по 91 маршрутам, обеспечивая регулярные, прямые и транзитные, ближнемагистральные и дальнемагистральные авиаперевозки по внутренним, региональным и международным маршрутам. Группа предоставляет сеть маршрутных соединений на растущих рынках, чтобы использовать растущий уровень мобильности в Казахстане и соседних странах. На конец 2023 года Группа эксплуатировала 49 самолетов, обслуживающих 91 внутренних и международных маршрутов по 43 направлениям.

Ключевые результаты деятельности за 2023 год

Показатель 2022 2023
Производственные показатели:
Пассажиропоток, млн 7,4 8,1
Коэффициент загрузки ВС, % 83 83
Показатель своевременного выполнения рейсов, % 74 79
Финансовые показатели, млрд. тенге:
Выручка 478,0 535,2
Дивиденды 7,5 0
Чистая прибыль 37,6 30,7
Операционная прибыль 70,1 61,3
Показатели устойчивого развития:
Интенсивность выбросов ПГ (тонн CO2 на кресло-километр) 0,064 0,063
Объем утилизированных отходов, тонн 8,15 11,79
Несчастные случаи 17 29
Смерть в несчастных случаях 0 0

Обзор рынка

Воздушные перевозки пассажиров и грузов неразрывно связаны с глобальным экономическим развитием.

В 2023 году международная сеть воздушного транспорта восстановилась до

89,5%

Недавние ограничения на полеты в и из России также оказали негативное влияние, но открытие рынка в Китай уже оказывает положительный эффект. В 2023 году международная сеть воздушного транспорта восстановилась до 89,5% от допандемийного уровня, а внутренняя — до 97,5%, что на 12 процентных пунктов выше, чем в 2022 году18. Ожидает­ся, что в 2024 году ситуация продолжит улучшаться.

Поездки для отдыха более тесно связаны с сезонностью, особенно ярко проявившаяся в Европе, которая оказалась не готова к огромному количеству пассажиров, желающих подняться в воздух летом 2023 года. В 2019 году планировалось увеличение спроса на 50% в отпускной сезон. Увеличение спроса до 65% в 2023 году вызвало задержки и недовольство как у пассажиров, так и у сотрудников. Но, к примеру в Северной Америке, последствия оказались не такими экстремальными, так как рейсы на курортные направления на малые расстояния выполняются круглый год.

Решением этой проблемы должны стать гибкость и адаптация к повышенным сезонным колебаниям. Некоторые авиакомпании уже предприняли шаги по переносу подготовки экипажей и ежегодного отпуска сотрудников на непиковые периоды. С учетом этого были скорректированы программы технического обслуживания. Более широкое использование автоматизированных процессов, таких как самостоятельная регистрация пассажиров на рейсы, помогает снизить нагрузку. С другой стороны, определение и наращивание количества направлений для пляжного отдыха зимой, а также поиск коммерческих и международных контрактов из категории MICE (встречи, поощрения, конференции и выставки) могут увеличить доходы в периоды низкого спроса.

18 Источник: «Глобальный обзор авиаперевозок» (Global Outlook for Air Transport), ИАТА, декабрь 2023 г.

Казахстанский авиационный рынок

В Казахстане 20 аэропортов, 18 из них открыты для международных коммерческих рейсов. Аэропорты находятся в государственной или частной собственности, за исключением международного аэропорта Актау, который принадлежит государственно-частному партнерству.

По данным Авиационной администрации Казахстана (ААК) в реестре гражданских воздушных судов Казахстана насчитывается 920 единиц, 17% из которых являются авиалайнерами.

Количество казахстанских операторов, зарегистрированных ААК, составило 53 в 2023 году. Эйр Астана является одной из семи авиакомпаний, допущенных совершать полеты в страны ЕС. Другими операторами являются Comlux, Prime Aviation, FlyJet.kz, KazAirJet, Jupiter Jet и SCAT. Внутренние рейсы выполняют шесть авиакомпаний: Эйр Астана, FlyArystan, SCAT, Qazaq Air, Southern Sky и Zhetysu.

Казахстан продолжил развивать возможности авиаперевозок в 2023 году. Комитет гражданской авиации реформирует свою отрасль, намереваясь перенять европейскую модель управления в течение 2–3 лет. В рамках этой работы на ААК возложена ответственность за контрольно-надзорные функции отрасли, повышение эффективности и предотвращение коррупции.

Правительство Казахстана намерено увеличивать количество международных рейсов и продолжает реализацию политики открытого неба для привлечения новых иностранных авиаперевозчиков. В частности, весной и летом были добавлены рейсы в Доху (Катар), Анкару (Турция), Медину (Саудовская Аравия), Баку (Азербайджан) и Душанбе (Таджикистан). Наряду с этим также будет увеличено количество рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы в Анталью, из Алматы в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.

Эйр Астана запустила рейсы в Тель-Авив с частотой два раза в неделю в сентябре 2023 года, но была вынуждена прекратить их через месяц после открытия из-за конфликта в регионе.

Внутренний рынок

Запуск FlyArystan оказал огромное влияние на внутренний рынок Казахстана (до, во время и после пандемии), а также способствовал быстрому восстановлению общего рынка авиаперевозок. На сегодняшний день рынок Казахстана является самым быстрорастущим внутренним рынком в мире.

За последние пять лет основной рост внутренних перевозок был обеспечен компанией FlyArystan, на долю которой приходилось 37% внутренних перевозок в Казахстане в 2023 году. В сочетании с долей в 30% компании Эйр Астана, на Группу приходится 67% всего внутреннего рынка.

С начала деятельности FlyArystan, в обоих основных аэропортах Казахстана — в Алматы (крупнейший аэропорт) и Астане — наблюдается увеличение внутренних пассажиров, составившее в общей сложности около 70%. В то время как на аэропорт Астаны приходилось около 5% от этого объема, количество внутренних пассажиров аэропорта Алматы выросло с 2,8 млн в 2018 году до более чем 5 млн в 2023 году.

Грузоперевозки. Общемировой обзор

Снижение мирового спроса на грузовые авиаперевозки, наблюдавшееся в 2022 году, продолжалось в течение большей части 2023 года.

Общая грузоподъемность, измеренная в предельных тонно-километрах, увеличилась на

11,3%

Проблемы остались в значительной степени теми же: депрессия в глобальной экономике и торговле, геополитическая ситуация в мире, инфляция, остающаяся высокой на ключевых рынках, и повышенные мировые цены на нефть. В четвертом квартале к этому добавилась напряженность в регионе Красного моря, последствия которой еще не проявились в полной мере.

Одним из последних проявлений пандемии в 2023 году стало постепенное прекращение использования пассажирских самолетов, временно переоборудованных для грузовых перевозок (так называемые полугрузовые суда), поскольку они были реконфигурированы и возвращены к обычной перевозке пассажиров. Глобальная грузоподъемность значительно увеличилась за последние два года по мере возобновления международных пассажирских рейсов и расширения расписания в геометрической прогрессии, что открывает возможности для транспортировки грузов в грузовом отсеке пассажирских самолетов. Общая грузоподъемность, измеренная в предельных тонно-километрах (ПТК), увеличилась на 11,3% по сравнению с 2022 годом и выросла на 2,5% по сравнению с допандемийным уровнем. На грузовые отсеки пассажирских воздушных судов пришлось 49% от ПТК, что показывает значительное увеличение с 20% в 2020 году. Этот вид перевозок продолжает перенимать долю рынка у специализированных грузовых самолетов.

Данное существенное увеличение вместимости грузовых отсеков оказало отрицательное влияние на коэффициенты загрузки груза (КЗГ), влияя на доходы от грузоперевозок и рентабельность авиакомпаний. Снижаясь в течение года, показатель КЗГ завершил год со средним значением по миру в 44%, хотя на международных маршрутах он достиг 49,9%, что на 0,8% выше уровня 2019 года. Будучи индикатором баланса спроса и предложения в отрасли, он должен стабилизироваться после нормализации количества пассажиров и грузов на уровне до пандемии.

Рост грузооборота Группы Эйр Астана в 2023 году в основном происходил на маршрутах из Китая, Кореи и ОАЭ в Казахстан. Рост соответствовал увеличению мощностей, развернутых в 2023 году. На объемы грузов из Турции повлияло замедление экономического роста и ограниченная грузоподъемность узкофюзеляжных самолетов.

Парк воздушных судов

Планы Эйр Астаны в отношении будущей пропускной способности и комфорта пассажиров неразрывно связаны с расширением и упрощением топливоэффективного и экологически безопасного парка воздушных судов, затрагивающего все три направления стратегии: рост, эффективность и высокие стандарты.

В 2023 году Группа получила новейшие ­самолеты, в октябре — Airbus A321LR, а в ноябре — Airbus A320neo. По состоянию на 31 декабря 2023 года парк воздушных судов Группы увеличился до 49 воздушных судов (43 в 2022 году), включая 41 узкофюзеляжный самолет семейства Airbus A320, 5 узкофюзеляжных самолетов Embraer E190-E2 и 3 широкофюзеляжных самолета Boeing 767 (в рамках единого сертификата эксплуатанта (AOC) 31 самолет эксплуа­ти­­руется компанией Эйр Астана и 18 — FlyArystan).

Новые, более современные и экологичные самолеты снижают операционные затраты и влияние на окружающую среду. Например, семейство самолетов Airbus A320neo может обеспечить снижение расхода топлива до 20%, сокращение выбросов CO2 (NOX) на 20% и снижение уровня шума на 50% по сравнению с предыдущим поколением самолетов A320ceo. С учетом ­пополнения в последние годы и в 2023 году средний возраст эксплуатируемого парка ­воздушных судов Группы теперь составляет 5,3 года.

С учетом запланированных возвратов и дальнейшего приобретения воздушных судов Группа планирует к концу 2028 года увеличить свой парк до 80 воздушных судов, при этом Эйр Астана будет эксплуатировать 46 самолетов, а FlyArystan — 34 самолета. Для достижения этой цели потребуется дополнительная поставка 48 самолетов в период с 2024 по 2028 год, для чего уже заключены 22 договора операционного лизинга к 2026 году: на 19 самолетов Airbus (11 A320neo и восемь A321neo) и три самолета Boeing 787-9 Dreamliner.

Техническое обслуживание и ремонт

Департамент Инженерного обеспечения и технического обслуживания (ИТО) Эйр Астаны насчитывает приблизительно 900 сотрудников, которые выполняют работы в аэропортах Алматы и Астаны и на станциях линейного технического обслуживания в Атырау, Актау и Шымкенте. Департамент ИТО отвечает за все работы по техническому обслуживанию, за технические услуги, приемку/возврат самолетов, поддержку ремонтных мастерских, продажу инженерно-консультационных услуг и уборку салонов для всего парка воздушных судов Эйр Астаны, а также за подготовку инженерно-технических специалистов (FlyArystan передает все свои работы по инженерному обеспечению и техническому обслуживанию Эйр Астаны).

Департамент ИТО имеет сертификат AAK и сертификат EASA Part 145, на основании которых ему разрешено выполнять линейное и базовое техническое обслуживание своих самолетов. На основании других сертификатов Национальной авиационной администрации и утвержденного сертификата EASA Part 145 Эйр Астана также предоставляет услуги по техническому обслуживанию более чем 22 другим международным и отечественным авиакомпаниям, включая Asiana, DHL, Air Arabia, VietJet, Jazeera Airways, Lufthansa, Qatar Airways, Wizz Air, Fly Dubai, Air China и Turkish Airlines, а также Qazaq Air и SCAT Airlines. Помимо этого, Учебная академия проводит обучение по обслуживанию воздушных судов семейства Airbus A320 с различными конфигурациями двигателей в самолетном парке Эйр Астана и FlyArystan в соответствии с одобренным сертификатом EASA Part 147.

Упрощение парка воздушных судов Группы создало возможности для эффективного планового и внепланового технического обслуживания без привлечения сторонних подрядчиков. С 2019 года Эйр Астана стала первой авиакомпанией в Казахстане, способной самостоятельно выполнять техническое обслуживание повышенной сложности самолетов семейства Airbus A320 по формам C1-check и C2-check на своих инженерных базах в Алматы и Астане. После успешного завершения первого шестилетнего технического обслуживания по форме C-check в конце 2023 года Эйр Астана выполняет все C-check на самолетах семейства Airbus A320, в том числе на самолетах, принадлежащих компании FlyArystan. Шестилетнее техническое обслуживание является очень сложным: оно заняло более 20 дней и потребовало 7 800 человеко-часов работы высококвалифицированных механиков и инженеров, имеющих международные сертификаты и лицензии EASA Part 66, в том числе специалистов, прошедших обучение по программе подготовки авиационных техников Эйр Астаны. Разрешение на данный вид работ авиакомпания получила в начале 2023 года по итогам международного аудита EASA. По оценкам Группы, возможность проводить техническое обслуживание по форме C-check силами специалистов компании приведет к ежегодной экономии, составляющей примерно 3,0 млн долл. США, и уже позволила сократить время пребывания самолетов на земле на 14–18%.

Группа планирует расширить свои возможности по техническому обслуживанию в соответствии с ожидаемым расширением парка воздушных судов. Для этого потребуется увеличить площадь существующего ангара в аэропорту Астаны и построить более крупный ангар в аэропорту Алматы для одновременного размещения двух самолетов Boeing 787 или пяти Airbus A320. По мере накопления опыта проведения обслуживания по форме C-check Группа намерена предложить проверки C-check другим эксплуатантам воздушных судов к 2025 году.

Учебная академия «Эйр Астаны»

Учебная академия Эйр Астаны, расположенная в Алматы, была учреждена с целью создания экспертного центра, который предназначен для обучения персонала Группы, развития эксплуатационных и личных навыков сотрудников, а также для предоставления услуг внешним заказчикам из авиационной отрасли в странах СНГ. Это единственный в Казахстане учебный центр, имеющий сертификацию EASA Part 147, где проводится теоретическое и практическое обучение по стандартам Part 147/145. В сотрудничестве с Центром летной подготовки (см. ниже). Учебная академия обеспечивает все аспекты операционной подготовки:

  • Учебная академия предлагает примерно 79 программ в области инженерного обеспечения, наземного обслуживания и обслуживания на борту на основе международных стандартов (ICAO, IATA и EASA 147/145), которые аккредитованы AAK и, следовательно, также доступны для внешних организаций.
  • Новый Центр летной подготовки, расположенный в аэропорту Астаны, был введен в эксплуатацию в 2023 году и позволяет проводить обучение на комплексном полнопилотажном тренажере L3 Harris Reality Seven A320. Он является первым в своем роде в Казахстане и рассчитан на 7 000 часов обучения в год, что, по оценке Группы, сократит затраты времени пилотов на поездки во внешние учебные центры примерно на 25%, что составляет более чем 1 000 человеко-дней. Также проводится процедурное обучение на тренажерах с неподвижной кабиной Aerosim, которые поддерживаются пилотажным тренажером. В настоящее время Группа планирует приобретение второго полнопилотажного тренажера в 2025 году.
  • Продвинутое обучение технике безопасности в салоне в Учебной академии означает, что Группа не будет привлекать сторонних поставщиков для первоначальной или трехгодичной подготовки экипажей для своего парка самолетов Airbus. Согласно оценкам, использование тренажера для отработки аварийного покидания салона, предоставленного Skyart, и реалистичного тренажера для противопожарного обучения, предоставленного Flame Aviation, для самолетов семейства A320 вместо отправки пилотов и членов экипажа в Германию и Турцию для обучения обеспечит значительную экономию. Группа также намерена в будущем проводить обучение по технике безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях для других авиакомпаний в Казахстане.
  • Для новых капитанов на регулярной основе проводится курс внутренней программы лидерства для капитанов «Лидерство для командиров экипажей», запущенный в 2020 году в рамках программы «Варианты обучения/карьеры» для сообщества пилотов.
  • С 2008 года Группа реализует программу Pilot Ab-Initio Cadet, чтобы удовлетворить потребность в местных квалифицированных пилотах. Каждый год обучение по программе начинают примерно 20 курсантов, и с момента запуска программы 270 курсантов закончили обучение, при этом значительное число из них стали членами летных экипажей, а некоторые уже получили должность капитана. В 2024 году число ежегодно набираемых курсантов будет увеличено для удовлетворения постоянной потребности в квалифицированных пилотах.
  • Все члены экипажа проходят обучение, в том числе по технике безопасности и действиям в аварийных ситуациях, оказанию первой помощи и обращению с опасными грузами. Учебная академия также проводит обучение по повышению квалификации для членов экипажа, переходящих в бизнес-класс или на другие должности в пределах компании.
  • Завершив две программы по получению лицензированной квалификации EASA Part 66 для механиков-стажеров в период с 2018 по 2022 год, в августе 2023 года Учебная академия также представила программу профессионального обучения. Новые участники проходят пятилетний курс обучения и получают международные и местные сертификаты, а также дополнительную возможность получить лицензированную квалификацию EASA B1/B2. В Департаменте стандартов технического обслуживания Группы работают инженеры по летной годности воздушных судов, которые обеспечивают наставничество по вопросам соблюдения стандартов и координируют обучение в рамках программы EASA Part 147.

Крупные ИТ-инвестиции и цифровизация

Эйр Астана видит себя одним из лидеров в области цифровых технологий среди авиакомпаний в регионе Центральной Азии и Кавказа. В Группе функционирует собственная программа повышения эффективности Airline Performance Excellence (APEX), которая обеспечивает Компании свободный доступ к информации и помогает моделировать сценарии, особенно в периоды быстрых изменений, запущено несколько модулей управления бюджетом и прогнозирования для управления постоянными и переменными затратами, персоналом, эксплуатационными расходами, а также для автоматизации планирования закупок с помощью систем контроля запасов и управления накопленными запасами. Следующим этапом процесса непрерывного совершенствования и полноценной частью процесса стратегического планирования Группы является расширение возможностей прогнозирования в рамках этих модулей.

Группа также инвестирует в новую систему онлайн-бронирования, которая призвана повысить коэффициент возврата посетителей веб-сайта и конверсию в электронной коммерции, а также улучшить общее качество цифровых услуг за счет повышения производительности и более современного удобного интерфейса. Возможности системы будут расширены благодаря внедрению следующих улучшений:

  • Удобные функции, позволяющие пользователям веб-сайта находить ближайший аэропорт, выбирать «дни с низкими тарифами» и хранить данные пассажиров и кредитных карт. Это упростит и ускорит процесс бронирования и поможет укрепить лояльность клиентов.
  • В программу лояльности Nomad будут внесены улучшения, которые облегчат регистрацию пользователей в программе лояльности и упростят возможность использования накопленных баллов.
  • В процессе бронирования будет отображаться более широкий выбор вспомогательных продуктов, чтобы способствовать более активному использованию этих высокоприбыльных дополнительных услуг.

Устойчивое развитие

Эйр Астана стремится стать ведущим экологически устойчивым и социально ответственным авиаперевозчиком в СНГ и Центральной Азии. Эйр Астана предпринимает усилия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и сообщества, в которых она осуществляет свою деятельность, реализуя комплексный подход к обеспечению устойчивого развития. Эти усилия включают сокращение выбросов, управление отходами, рациональное использование ресурсов ­(например, энергоресурсов) и поддержку местных сообществ.

ESG Стратегия

В феврале 2023 года Группа утвердила комплексную ESG Стратегию на 2023–2032 годы. Она была разработана на основе передового опыта и международных стандартов, учитывает запланированные или уже осуществляемые Группой шаги в области устойчивого развития и ориентируется на цели устойчивого развития ООН (ЦУР). Группа определила шесть приоритетных целей устойчивого развития: качественное образование (ЦУР 4), гендерное равенство (ЦУР 5), достойная работа и экономический рост (ЦУР 8), уменьшение неравенства (ЦУР 10), борьба с изменением климата (ЦУР 13) и партнерство в интересах устойчивого развития (ЦУР 17).

Определение конкретных ЦУР в качестве приоритетных позволило Компании разработать ESG Стратегию, которая является не только более целенаправленной, но и более эффективной, и отражает специфические задачи и возможности сектора гражданской авиации. Несмотря на то, что мы уделяем особое внимание этим шести ЦУР, мы не упускаем из виду и остальные цели. Все 17 ЦУР необходимы для устойчивого будущего и заслуживают нашего внимания. Тем не менее, учитывая сложную специфику отрасли, мы сделали стратегический выбор и направили усилия на достижение тех ЦУР, которые наиболее ближе основному направлению нашей деятельности, нашим возможностям и где мы можем оказать существенное влияние.

Поставка семи воздушных судов семейства A320neo увеличит парк до

56

единиц

Ежегодно к программе подготовки пилотов Ab-initio присоединяются около

40

курсантов

Программа низкоуглеродного развития

Чтобы установить цели по сокращению выбросов парниковых газов, Группа разработала Программу низкоуглеродного развития (ПНУР) на 2023–2032 годы. Она является частью ESG Стратегии Группы и соответствует цели Казахстана по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.

В рамках этой программы Группа заменяет самолеты семейства Airbus на самолеты нового поколения A320 и A321neo. Компания Airbus отмечает, что самолеты этого семейства могут обеспечить снижение расхода топлива до 20%, сокращение выбросов CO2 (NOX) на 20% и снижение уровня шума на 50% по сравнению с семейством самолетов предыдущего поколения A320ceo. В последние годы Группа предпринимала активные усилия по снижению выбросов CO2, снизив выбросы CO2 с 0,122 тонн в расчете на ВПКМ в 2016 году до 0,076 тонн в 2023 году. Достигнутое сокращение выбросов на 38% выигрывает в сравнении с аналогичными показателями выбросов для сопоставимых международных авиаперевозчиков и бюджетных перевозчиков.

В настоящее время Группа стремится достичь нулевого уровня выбросов к 2060 году. Однако в течение 2024 года Группа планирует пересмотреть свою ПНУР и обновить обязательство по достижению углеродной нейтральности к 2050 году в соответствии с долгосрочной целью, принятой Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), разработав дорожную карту устойчивого развития с реалистичными краткосрочными целями на следующие пять лет. Они будут независимо проверены третьей стороной, как научно обоснованные цели (SBTi), соответствующие целям уменьшения негативного воздействия на окружающую среду в рамках Парижского соглашения.

В соответствии с недавней резолюцией Ассоциации авиакомпаний Азиатско-Тихо­океанского региона, Группа также поставила задачу добиться, чтобы коллективный показатель смешивания экологичного авиационного топлива с обычным составлял 5% к 2030 году (при условии наличия SAF на рынке). Эта цель может быть скорректирована при необходимости после обновления ПНУР.

Планы на 2024 год:

  • IPO Эйр Астаны на Лондонской фондовой бирже, МФЦА и Казахстанской фондовой бирже привлекли новые казахстанские и международные инвестиции, что поможет реализовать наши амбициозные планы по развитию бизнеса в период с 2024 по 2028 год.
  • Поставка семи воздушных судов семейства A320neo (4 для FlyArystan и 3 для Эйр Астаны), что увеличит парк до 56 единиц, в соответствии с планами по увеличению парка воздушных судов до 80 единиц к 2028 году.
  • Расширение маршрутной сети путем открытия рейсов в Куала-Лумпур (Малайзия) в 2024 году. Рейсы в Японию и Сингапур запланированы в 2025-2026 году.
  • Ожидается, что объем обучения на летном тренажере L3 Harris A320 увеличится до 5 500–6 000 часов. Максимальная годовая производительность тренажера состав­ляет 7 000 часов. Группа планирует покупку второго тренажера в 2025 году.
  • Ежегодно около 40 курсантов присоединяются к программе подготовки пилотов Ab-initio, которая была создана для удовлетворения потребности в местных квалифицированных пилотах. В общей сложности 270 курсантов уже закончили обучение, и ожидается, что в 2024 году набор увеличится до 300.
  • Восемь самолетов семейства Airbus подлежат техническому обслуживанию, три из которых требуют полного шестилетнего технического обслуживания по форме C-check, и планируется первое 12-летнее обслуживание по форме C-check. Проведение технического обслуживания по форме C-check собственными силами уже привело к сокращению времени простоев примерно на 14–18 %. К 2025 году Группа намерена предложить данный вид технического обслуживания другим эксплуатантам воздушных судов.
  • В июле 2023 года компания Pratt & Whitney объявила об отзыве двигателей из-за загрязнения материала, использованного при производстве двигателей. Эйр Астана уже решила ряд проблем, связанных с данной ситуацией, и предприняла смягчающие меры воздействия, опережая рынок. В течение 2024 года 34 двигателя запланированы демонтажу, а также уже существуют альтернативные варианты замены двигателей, позволяющих избежать сбоев в расписании. Компания находится на заключительной стадии переговоров о соглашении с Pratt & Whitney, которое предусматривает компенсацию и другую поддержку Компании за воздействие на операционную деятельность.
  • Группа планирует обновить свою программу низкоуглеродного развития и взять на себя обязательство достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году благодаря плану по устойчивому развитию и достижимым краткосрочным целям на ближайшие пять лет.
  • Инвестиции в новую систему онлайн-бронирования, предназначенную для увеличения показателей повторных посещений веб-сайтов и конверсии электронной коммерции, а также улучшения общего качества предоставления цифровых услуг.

АО «QAZAQ AIR» (далее — QAZAQ AIR) казахстанская авиакомпания, которая является дочерней структурой Фонда и базируется в международном аэропорту «Нурсултан Назарбаев», расположенном в г. Астана.

QAZAQ AIR стремится реализовать свою миссию в обеспечении доступных межрегиональных авиаперевозок, соответствующих высоким международным и национальным стандартам безопасности. Растущий спрос на межрегиональное авиасообщение подтверждает высокий потенциал регионов страны по развитию туризма и деловой активности.

Парк воздушных судов Компании состоит из 5 современных турбовинтовых воздушных судов канадского производства, что по авиационным стандартам классифицируется как малый размер флота. Используя удобное географическое положение базового аэропорта в городе Астана, успешно развивает хабовую маршрутную сеть в регионы и приграничные города соседних государств.

Ключевые результаты деятельности за 2023 год

Показатель 2022 2023
Производственные показатели:
Пассажиропоток, тыс. чел 561 588
Объем грузоперевозок, тонн 32 23
Коэффициент загрузки ВС, % 82 84
Показатель своевременного выполнения рейсов, % 78 77
Финансовые показатели19, млрд тенге:
Выручка 20,4 19,6
Дивиденды 0 0
Чистый убыток -6,6 -7,6
Затраты 18,9 20,8
Операционная прибыль/убыток 3,2 -2,9
Объем выплаченных налогов 0,6 0,6
Показатели устойчивого развития:
Интенсивность выбросов ПГ (тонн CO2 на кресло-километр) 0,012 0,011
Объем утилизированных отходов, тонн 0,3 0,19
Несчастные случаи 0 0
Смерть в несчастных случаях 0 0

19 Финансовые показатели за 2022 год указаны согласно Консолидированной финансовой отчетности Компании за 2022 год

Обзор рынка

По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Авиакомпании мира увеличили в 2023 году пассажирооборот на 36,9%, В результате он восстановился до 94,1% от уровня допандемийного 2019 года. Казахстанский рынок гражданских авиаперевозок демонстрирует уверенный рост в постковидный период.

Ежегодный прирост пассажиропотока на уровне порядка 20% свидетельствует об активной фазе роста рынка. В 2023 году половина внутренних регулярных авиамаршрутов субсидировалась государством для их поэтапного вывода на коммерческую рентабельность.

Экономическая эффективность QAZAQ AIR на базе текущего флота, обладающего наилучшими показателями по размеру себестоимости на региональных маршрутах, позволяет рационально запускать новые и низкоинтенсивные субсидируемые маршруты. В последующем при росте пассажиропотока QAZAQ AIR переводит ­данные маршруты на коммерческую основу.

Относительно низкий уровень инфраструктуры региональных аэропортов не позволяет обслуживать узкофюзелляжные воздушные суда, что дополнительно создает естественное конкурентное преимущество QAZAQ AIR на внутреннем рынке.

В Казахстане и приграничных территориях соседних государств на расстоянии 500 км от границ Республики Казахстан проживает население порядка 100 млн человек.

QAZAQ AIR нацелен на развитие международного авиасообщения на пригранично-международных маршрутах, обладающих высоким коммерческим потенциалом.

В 2023 году Компания вошла в тройку лучших в номинации «Лучшие региональные авиакомпании Центральной Азии и СНГ 2022» по версии Skytrax. Высокая оценка работы Компании в рамках премии Skytrax является доказательством приверженности высоких стандартов и признания со стороны пассажиров.

Факторы, повлиявшие на результаты

QAZAQ AIR продемонстрировал исторический рекорд в 2023 году: на 5 воздушных судах было перевезено 588 тыс. пассажиров, что является рекордным значением по аналогичному периоду с момента начала операционной деятельности в 2015 году.

Были внесены значительные изменения в сезонное расписание для удобства пассажиров, увеличено количество полетов, а также проведены различные мероприятия для стимулирования продаж билетов, включая предоставление сезонных скидок в период низкого спроса. Эти меры привели к росту общего объема перевозок. Маршрутная сеть по большей части осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом.

В 2023 году ввиду временных ограничений со стороны уполномоченных органов соседних государств программа международных авиарейсов была сокращена, что отрицательно сказалось на уровне доходности.

Маршрутная сеть

В 2023 году маршрутная сеть QAZAQ AIR включала 29 направлений между городами ­Республики Казахстан. Также были введены субсидируемые рейсы для поддержки внутреннего туризма, такие как Астана — Урджар, Алматы — Кокшетау, ­Туркестан — Актобе и Шымкент-Жезказган. Эти авиасообщения продемонстрировали свой потенциал, и Компания получила положительные отзывы от своих пассажиров.

Расширение сети дистрибуции авиабилетов

QAZAQ AIR заключила интерлайн-соглашение о продаже авиабилетов с европейским авиаперевозчиком Hahn Air. Данный договор открывает для пассажиров по всему миру и агентов Hahn Air доступ к авиабилетам QAZAQ AIR через электронные сервисы бронирования. Таким образом, Компания значительно расширила свое присутствие на международном рынке.

Экологическая безопасность

QAZAQ AIR стремится минимизировать негативное воздействие операционной деятельности на население и окружающую среду, предотвратить производственные аварии, которые наносят ущерб окружающей среде, а также поддерживает рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Компания соблюдает принципы повышения эффективности использования энергии, экономии ресурсов и использования альтернативных источников энергии. Руководство Компании берет на себя обязательства по соблюдению законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам деятельности QAZAQ AIR.

Компания придерживается принципов непричинения ущерба людям и защиты окружающей среды при выполнении работы и достижении поставленных перед нами целей. Экологическая политика QAZAQ AIR направлена на повышение энергетической и экологической эффективности перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов.

Обеспечение культуры безопасности

Здоровье и безопасность работников определяет основу реализации стратегических целей Компании. QAZAQ AIR следует показателям производственной безопасности, снижая риски травматизма и возникновения несчастных случаев внедряя культуру безопасности во все аспекты деятельности. За 2023 год коэффициент травм с потерей рабочего времени (LTIF) равен 0, за период несчастных случав и происшествий не зарегистрировано.

На пути к цели

В ближайшей перспективе реализуется проект по передаче QAZAQ AIR в конкурентную среду, нацеленной на привлечение стратегического партнера для целей расширения и диверсификации флота и географии полетов.

Развитие транспортно-логистического потенциала

Грузооборот (эксплуатационный)

269,7

млрд т-км

АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (далее — ҚТЖ) является ключевым транспортно-логистическим холдингом и оператором основной железнодорожной сети Республики Казахстан, выполняя функции национального перевозчика грузов и пассажиров. Компания играет центральную роль в экономической интеграции, связывая 17 областей страны и три города республиканского значения, а также обеспечивая транспортные связи с пятью соседними государствами — Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и ­Туркменистаном через 16 стыковочных пунктов.

ҚТЖ владеет самым крупным парком локомотивов и вагонов в Казахстане и является одним из крупнейших работодателей в стране.

Ключевые результаты деятельности за 2023 год

Показатель 2022 2023
Производственные показатели:
Грузооборот (эксплуатационный), млрд т-км 252 269,7
Пассажирооборот, млрд п-км 12,4 11,8
Транзит в контейнерах, тыс. ДФЭ 1 129,2 1 282,3
Финансовые показатели20, млрд. тенге:
Выручка 1 481,5 1 934,1
Чистая прибыль 36,9 136,8
Затраты 1 520,6 1 854,1
Операционная прибыль 177,9 332,8
Чистый долг 1 520,8 2 061,2
Объем выплаченных налогов 111,2 140,6
Показатели устойчивого развития:
Выбросы в атмосферу (СО2 охват 1), тыс. тонн 2 389 2 389
Выбросы в атмосферу (СО2 охват 2), тыс. тонн 3 284 3 119 21
Объем утилизированных отходов, тонн 59,1 58,6
Несчастные случаи 22 25
Смерть в несчастных случаях 5 6

20 Финансовые показатели за 2022 год указаны согласно Консолидированной финансовой отчетности Компании за 2022 год

21 При расчете Scope 2 применена методика, указанная в Руководстве по охвату 2 GHG Protocol Scope 2 Guidance.

Факторы, повлиявшие на результаты

Увеличение финансовых результатов произошло благодаря росту доходов от основной деятельности.

Рост чистого долга связан с привлечением заемного финансирования для обновления парка локомотивов компании (примерно 216 млрд тенге), обновления пассажирских вагонов Штадлер (162,6 млрд тенге) и финансирования лизинга 100 пассажирских вагонов (73 млрд тенге). Также были приобретены полувагоны КТТ (71,5 млрд тенге), выпущен второй транш облигаций для финансирования инфраструктурного проекта «Строительство вторых путей на участке «Достык-Мойынты» (173,7 млрд тенге), рефинансированы еврооблигации на 250 млн швейцарских франков и погашены краткосрочные займы (258,5 млрд тенге).

В 2023 году ҚТЖ активно работали над преодолением проблем, связанных с нарушением традиционных транспортно-логистических цепочек. В рамках этой работы были предприняты меры по адаптации и оптимизации транспортных потоков в условиях изменяющейся геополитической обстановки и логистических вызовов.

В целом, усилия ҚТЖ и Правительства позволили сохранить привлекательность казахстанских транзитных коридоров в сложных геополитических условиях, сформировав новый каркас транспортно-логистического комплекса страны.

К 2023 году объем контейнерных транзитных перевозок достиг 1282 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (далее — ДФЭ), что на 13,6% больше по сравнению с предыдущим годом.

Модернизация инфраструктуры

В рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» и в соответствии с Концепцией развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года, в ноябре 2022 года было начато строительство вторых путей на участке Достык — ­Мойынты. Цель данного проекта заключается в увеличении пропускной способности данного участка и стимулировании транзитного потенциала Казахстана.

Реализация проекта по строительству второй линии общей протяженностью 836 км позволит увеличить количество грузовых поездов в пять раз — с 12 до 60 пар в сутки. Это станет значимым шагом в укреплении экспортных возможностей страны и расширит транспортные возможности для казахстанских экспортеров в этом направлении.

Строительство планируется завершить в 2025 году.

В 2023 году дан старт строительству следующим инфраструктурным проектам:

  • «Строительство обводной железнодорожной линии Алматы»;
  • «Строительство железнодорожной линии Дарбаза — Мактаарал»;
  • «Строительство третьего пограничного железнодорожного перехода «Бахты» на казахстанско-китайской границе с выходом на существующий железнодорожный участок «Семей — Актогай».

Цель проектов заключается в увеличении пропускной способности участков и транзитно-транспортного потенциала страны.

В рамках трансформации ҚТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию и увеличения объема транзитных грузоперевозок была проделана работа по следующим ключевым направлениям:

Партнерские отношения и стратегические альянсы:

  • Для развития маршрута ТМТМ ҚТЖ, совместно с ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога», создало компанию «Middle Corridor Multimodal Ltd» на базе Международного финансового центра «Астана».
  • Между «РЖД Логистика», «KTZ Express» и «ТЛЦ Туркменистана» подписан меморандум о создании совместного предприятия для развития транспортного коридора Север — Юг.
  • Оформлен договор с Abu Dhabi Ports Group на создание мультимодального маршрута Костанай — Курык — порты Анзали, Бандер-Абасс (Иран) — порт Халифа (Абу-Даби).
  • На транзитном маршруте Китай-­Россия-Европа продолжает свою деятельность АО «Объединенная транспортно-­логистическая компания — Евразийский железнодорожный альянс», которое является совместным предприятием с Россией и Беларусью.

Развитие логистических мощностей:

  • В Сиане открыт грузовой терминал, ставший ключевым хабом для отправки контейнерных поездов в Казахстан, Центральную Азию, Европу, Турцию и Иран.

Цифровизация и инновации:

  • В мае 2023 года АО «KTZ Express» и PSA сформировали совместное предприятие KPMC Ltd, направленное на развитие маршрута ТМТМ и создание цифрового торгового коридора.
  • ҚТЖ, сотрудничая с мировыми лидерами в области цифровизации, такими как Huawei, Wabtec и PSA, запустило проект «Умная железная дорога».

В общем, в 2023 году усилия ҚТЖ были направлены на создание условий для дальнейшего роста транзитного потенциала и усиления экспортных возможностей страны.

Пассажирские перевозки

В 2023 году в пассажирообороте железнодорожного транспорта уменьшился на 1,5% по сравнению с 2022 годом, составив 22% от общего пассажирооборота.

Доходы от пассажирских перевозок за 2023 год составили

101,7

млрд тенге

Дочерняя компания ҚТЖ, АО «Пассажирские перевозки», активно работает над созданием комфортных условий для пассажиров. Учитывая протяженность железных дорог на территории Казахстана, это является ключевым аспектом для поддержания имиджа и привлекательности этого сектора бизнеса в ҚТЖ. В компании внимательно изучаются предпочтения пассажиров, активно функционирует система обратной связи, а жалобы на качество сервиса тщательно фиксируются и анализируются. Также проводятся мероприятия по обновлению вагонного парка.

Пассажирооборот Компании в 2023 году снизился на 4,2% по сравнению с уровнем 2022 года и составил 11 831 млн п-км (в 2022 году — 12 353 млн п-км). Снижение объемов пассажирооборота связано с уменьшением частоты курсирования некоторых маршрутов с ежедневного на чередующийся по дням режим, а также с отменой ряда поездов.

Количество отправленных пассажиров АО «Пассажирские перевозки» за 2023 год составило 13 681 тыс. пассажиров (в 2022 году — 14 073 тыс. пассажиров), в том числе:

  • по поездам формирования АО «Пассажирские перевозки» — 11 178 тыс. пассажиров;
  • по филиалу «Пригородные перевозки» — 2 338 тыс. пассажиров;
  • по поездам формирования чужих ж/д администраций — 165 тыс. пассажиров.

Доходы от пассажирских перевозок за 2023 год составили 101,7 млрд тенге, что на 15% выше уровня 2022 года. Прирост обусловлен ростом объема пассажирооборота по межгосударственным и транзитным маршрутам в 2,6 раза, а также увеличением тарифов на 7% с 1 января 2023 года.

Пассажирооборот Казахстана в 2023 году по видам транспорта, млн п-км

Доля в общем пассажиробороте, %

Примечание: Статистические данные по отрасли Транспорт с января 2023 г. сформированы с учетом изменения методологического подхода по формированию показателей деятель­ности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте. В целях получения сопоставимых данных с аналогичным периодом прошлого года основные показатели отрасли Транспорт за 2022 г. переформированы.

Новые маршруты

В рамках выполнения задач, поставленных перед АО «Пассажирские перевозки» на разгрузку железнодорожного участка Астана-Шу для соблюдения графика движения и увеличения маршрутной скорости, выполнены мероприятия по внедрению пакетного графика путем организации кольцевого движения поездов Тальго и объединения ниток пассажирских поездов:

  • Замена стандартных вагонов на Тальго по поездам №9/10 Астана-Алматы и №71/72 Астана-Шымкент;
  • Увеличение периодичности поездов №11/12 Алматы-Шымкент, №25/26 Алматы-­Шымкент, №46/45 Павлодар-Туркестан до ежедневного курсирования, а поезда №1/2 Алматы-Ташкент — до через день.
  • Продление маршрута поезда №613/614 Уральск-Бейнеу до станции Мангистау.

Благодаря внедрению указанных мероприятий жители регионов почувствовали положительные изменения, поскольку поезда увеличили частоты курсирования, что напрямую несет стимулы для развития экономики регионов.

Кроме того, скорые поезда Тальго придают импульс для развития туризма и пользуются большим спросом не только у местных жителей, но и у приезжих гостей и туристов.

В поездах Тальго пассажиры могут воспользоваться услугами вагон-ресторана. В вагонах класса «Гранд» и «Гранд PMR» (для лиц с ограниченным возможностями) предусмотрены душевые кабины. АО «Пассажирские перевозки» постоянно обновляет вагонный парк: с 2010 по 2023 год компания приобрела 1 326 вагонов.

В 2021 году АО «Пассажирские перевозки» запустило пилотный проект по продаже железнодорожных проездных документов исключительно для женщин, включая мальчиков до 7 лет.

Таким образом, задействованы по одному купейному вагону «Женский вагон» в следующих пассажирских поездах Общества:

С октября 2021 года:

  • №77/78 сообщением «Алматы-­Мангистау», вагон №07;
  • №351/352 сообщением «Алматы-­Оскемен», вагон №10.

С февраля 2022 года:

  • №45/46 сообщением «Павлодар-­Туркестан», вагон №09;
  • №37/38 сообщением «Мангистау-­Семей», вагон №06;
  • №47/48 сообщением «Атырау-Нур-­Султан», вагон №06.

В связи с наличием спроса на данную услугу Обществом организовано дополнительно в трех пассажирских поездах с начала летнего периода 2023 года:

  • №33/34 сообщением «Алматы-Актобе», вагон №06;
  • №4/3 сообщением «НурСултан-НурлыЖол-Алматы», вагон №17;
  • №71/72 сообщением «НурСултан-­Шымкент», вагон №10.

С момента внедрения пилотного проекта услугой воспользовались 289 242 человека, в том числе: в 2021 году — 13 414 человек, в 2022 году — 114 068 человек, в 2023 году — 161 760 человек.

В рамках внедрения программы лояльности в пилотном режиме с 14 марта 2022 года АО «Пассажирские перевозки» запустило дисконтную карту «Алтын», которая предусматривает 25%-ую скидку на поездки в стандартных пассажирских вагонах и «Тальго». Приобрести карту можно в билетных кассах компании, ее стоимость составляет 19 999 тенге.

Комфортные условия для пассажиров

В 2023 году пассажирский железнодорожный парк Казахстана пополнился на

102

вагона

В 2023 году пассажирский железнодорожный парк Казахстана пополнился 102 вагонами. В 2024 году планируется поставка 62 новых вагонов и приобретение примерно 50 вагонов. Кроме того, в период с 2025 по 2030 годы запланирована закупка более 600 новых вагонов от АО «ЗИКСТО» и ТОО «Штадлер Казахстан», все из которых будут соответствовать международным стандартам. После поставки этих вагонов парк обновится на две трети.

Грузовые перевозки

Грузооборот всех видов транспорта в 2023 году составил 501 340,9 млн тонн-км, что на 3,1% выше уровня 2022 года.

Железнодорожный транспорт остается основным игроком в сфере грузоперевозок, на его долю приходится 65,2% общего грузооборота страны. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2023 году увеличился на 4,8% и составил 326 811,7 млн тонн-км.

В 2023 году Компания зарегистрировала тарифный грузооборот в размере 262,4 млрд тонн-км, что на 7,0% превышает показатель предыдущего года, составившего 245,2 млрд тонн-км. Данный рост был достигнут за счет увеличения грузооборота по всем направлениям.

В 2023 году Компания зарегистрировала тарифный грузооборот в размере

262,4

млрд тонн-км

В структуре видов сообщений грузооборот сложился следующим образом:

  • Во внутриреспубликанском сообщении наблюдалось увеличение на 1,1% за счет роста средней дальности перевозок грузов на 1,7%, включая железную руду, нефтепродукты, зерно, цветные руды и металлы, цемент и известняк для флюсования.
  • По вывозу грузооборот увеличился на 6,5% благодаря росту средней дальности перевозок грузов на 9,0%. Это повышение связано с увеличением перевозок железной руды, сырой нефти, зерна, химикатов, удобрений, цветной руды и цемента;
  • По ввозу грузооборот повысился на 13,9% за счет увеличения объёма перевозок грузов на 11,1%. Увеличение затронуло все номенклатуры грузов, кроме угля, строительных грузов, лома черных металлов и цветной руды.
  • По транзиту увеличение составило 16,5%, что связано с ростом объема перевозок на 18,0%. Наблюдалось увеличение перевозок нефти из России в Узбекистан, нефтепродуктов из России в страны ЦА, зерна из России в Кыргызстан, химикатов из Китая в Узбекистан и Россию, из России в Китай, удобрений из Беларуси в Китай и из России в страны Центральной Азии и Китай, цветных металлов из России в Китай (медь) и Узбекистан (алюминий), черных металлов из России и Китая в страны Центральной Азии, а так же прочих грузов: древесина из Беларуси в Китай и страны Центральной Азии, машин и оборудования из Китая в Россию, Беларусь и страны Центральной Азии, овощей и фруктов из Узбекистана в Китай.

В 2023 году по сравнению с 2022 годом наблюдалось увеличение грузооборота следующих грузов:

  • химикатов и удобрений — на 21,7%;
  • нефтепродуктов — на 19,8%;
  • зерна — на 17,9%;
  • черных металлов — на 11,7%.

Альтернативные маршруты перевозок

В августе 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выдвинул инициативу по развитию ТМТМ. Пропускная способность ТМТМ составляет порядка 6 млн тонн в год, в том числе до 80 тыс. контейнеров.

За 2023 год по маршруту ТМТМ перевезено порядка 2,8 млн тонн груза, что на 86% больше показателя 2022 года, и почти в пять раз выше уровня 2021 года. Рост был обеспечен за счет кратного увеличения казахстанского экспорта по данному маршруту, который вырос в 2,5 раза по сравнению с 2022 годом.

В целях наращивания потенциала ТМТМ синхронно со всеми участниками маршрута принимаются меры по устранению инфраструктурных ограничений, а также интеграции национальных цифровых систем.

В конце 2022 года на правительственном уровне Казахстана, Азербайджана, Турции, Грузии утверждена дорожная карта по устранению узких мест на маршруте ТМТМ. Сегодня ведётся активная работа по реализации этой дорожной карты всеми участниками.

Основными инфраструктурными проектами являются развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры вдоль всего коридора ТМТМ. Планируется, что реализация дорожной карты позволит увеличить пропускную способность маршрута до 10 млн тонн.

Одним из ключевых проектов дорожной карты является строительство международного контейнерного хаба в порту Актау, который способен стать драйвером роста контейнерных перевозок.

Для активизации транзитных перевозок по направлению Восток-Запад в мае 2023 года при участии Главы Государства Казахстана было дано старт строительству казахстанско-китайского «Сухого порта» в Сиане. Тестовый запуск поездов в направлении Апшерона состоялся уже в декабре 2023 года.

О создании совместного предприятия в рамках ТМТМ

По итогам официального визита Президента Азербайджанской Республики в Республику Казахстан 10 апреля 2023 года в Астане, Глава государства поручил проработать с азербайджанской стороной вопрос создания совместного предприятия (единого оператора) на ТМТМ на площадке МФЦА.

26 октября 2023 года в Тбилиси, ҚТЖ, ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинские железные дороги» подписали договор о создании совместного предприятия «Middle Corridor Multimodal Ltd.» на паритетной основе.

16 ноября 2023 года частная компания «Middle Corridor Multimodal Ltd.» была зарегистрирована на базе МФЦА. Создание этого совместного предприятия позволит:

  • предоставлять услуги по принципу «одного окна»;
  • гарантировать сроки и стоимость ­доставки;
  • проводить согласованную политику по развитию мультимодального сервиса для увеличения грузопотока по направлению «Китай — Европа/Турция — Китай».

Восточное направление международного транспортного коридора «Север-Юг» привлекает внимание грузоотправителей как перспективный альтернативный маршрут для доставки товаров на рынки Ирана, Индии и стран Персидского залива.

Транзит в контейнерах по указанным направлениям вырос на 14% по сравнению с 2022 годом и достиг 1 282,3 тыс. ДФЭ.

Основную долю в транзитных контейнерных перевозках составляет маршрут «Китай — Европа — Китай», который занимает 73% от общего объема.

Однако, несмотря на этот интерес в 2023 году показали спад. По сравнению с 2022 годом, объемы снизились на 18% составив 402,3 тыс. ДФЭ.

В то же время активизированы усилия по наращиванию транзитного грузопотока через ТМТМ, а также через коридор «Север-Юг». Особое внимание уделяется увеличению грузооборота в направлении Индии и стран Персидского залива, преимущественно через Иран и порт Бандар-Аббас.

15 декабря 2023 года было подписано консорциальное соглашение с инвестором по проекту «Строительство железнодорожной линии Аягоз-Бахты». Старт реализации проекта был дан 20 декабря 2023 года.

Принципы ESG

22 декабря 2023 года независимое рейтинговое агентство S&P Global присвоило ҚТЖ ESG-рейтинг на уровне 54 баллов из 100 в рамках Глобальной оценки корпоративной устойчивости.

Оценки ҚТЖ по компонентам ESG следующие: экологический — 61 балл, социальный — 59 баллов, корпоративное управление — 40 баллов. Средний показатель в отрасли «Транспорт и транспортная инфраструктура» составил 26 баллов, что позволило ҚТЖ войти в 15% лучших компаний в отрасли в рейтинге S&P Global Corporate Sustainability Assessment.

Присвоенный рейтинг отражает усилия Компании в области ESG и подтверждает ее стремление к высоким стандартам в области окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления. Результаты рейтинга ҚТЖ от S&P Global доступны на веб-сайте S&P Global по следующей ссылке: S&P Global ESG Scores.

Планы на 2024 год

В 2024 году Компания планирует:

  • увеличить эксплуатационный грузооборот до 295,4 млрд тонн-км, что на 9,5% больше по сравнению с 2023 годом;
  • продолжить строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы;
  • продолжить строительство второго железнодорожного пути на участке «­Достык — Мойынты»;
  • продолжить строительство железнодорожной линии «Дарбаза — Мактаарал».