Сопровождение закупочной деятельности
ТОО «Самрук-Қазына Контракт» (далее — СКК) было учреждено в 2009 году и выполняет функции оператора по закупкам для группы компаний АО «Самрук-Қазына».
Сумма заключенных договоров
3 697
млрд тенге
Компания отвечает за поддержку и развитие информационной системы электронных закупок (веб-портал закупок
Фонда), осуществляет мониторинг локального содержания и цен на продукцию, приобретаемую компаниями в составе
группы АО «Самрук-Қазына».
В дополнение Компания занимается разработкой Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг,
который используется в закупочных процедурах группы Фонда, в государственных закупках, а также в процессах
закупок квазигосударственного сектора, субъектов естественных монополий и недропользователей. Кроме того, СКК
проводит предварительную квалификацию потенциальных поставщиков и оказывает содействие группе Фонда в вопросах
категорийного управления закупками.
Показатель | 2022 | 2023 |
---|---|---|
Показатели закупочной деятельности по группе Фонда | ||
Сумма заключенных договоров, млрд тенге | 3 591 | 3 697 |
Общая доля внутристрановой ценности в закупках, % | 79% | 79% |
Доля внутристрановой ценности в закупках товаров, % | 61% | 60% |
Доля внутристрановой ценности в закупках работ и услуг, % | 89% | 87% |
Общая сумма закупок, проведенных способом из одного источника (ОИ), млрд тенге (в % указана доля от общей суммы проведенных закупок) | 1 407 (39%) | 2 100 (57%) |
Общая сумма закупок, проведенных способами открытого тендера (ОТ), запросом ценовых предложений (ЦП) и иными конкурентными способами, млрд тенге (в % указана доля от общей суммы проведенных закупок) | 2 184 (61%) | 1 597 (43%) |
Количество заключенных офтейк-договоров (на конец года с нарастающим итогом), единиц | 331 | 476 |
Сумма заключенных офтейк-договоров (на конец года с нарастающим итогом), млрд тенге | 101,4 | 115,7 |
Показатели ТОО «Самрук-Қазына Контракт» | ||
Производственные показатели | ||
Количество потенциальных поставщиков, зарегистрированных на веб-портале закупок (на конец года с нарастающим итогом), тыс. единиц | 81 | 97 |
Количество потенциальных поставщиков, прошедших предварительный квалификационный отбор, единиц | 96 (134)29 | 81 (215)30 |
Количество закупочных категорийных стратегий (на конец года с нарастающим итогом), единиц | 21 | 29 |
Количество кодов Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг (на конец года с нарастающим итогом), единиц | 52 363 | 53 150 |
Финансовые показатели, тыс. тенге | ||
Выручка | 2 781 281 | 3 019 819 |
Дивиденды, выплаченные в отчетном периоде, за предыдущий год | 1 721 481 | 500 000 |
Чистая прибыль | 585 794 | 637 824 |
Затраты | 2 199 575 | 2 512 600 |
Операционная прибыль | 662 866 | 649 168 |
Чистый долг | 0 | 0 |
Объем выплаченных налогов | 929 577 | 459 449 |
Показатели устойчивого развития: | ||
Несчастные случаи | 0 | 0 |
29 данные с нарастающим итогом (с учетом исключения поставщиков из Реестра КПП по предусмотренным основаниям)
30 данные с нарастающим итогом (с учетом исключения поставщиков из Реестра КПП по предусмотренным основаниям)
В настоящее время в Реестр ТПФ включено 706 организаций по более 15 тыс. товарным позициям
706
организаций
С 2018 по 2023 год было одобрено 68 проектов для заключения офтейк-контрактов, в результате чего было заключено
476
офтейк-контрактов
Реализация программы импортозамещения
Фонд принимает активное участие в реализации промышленных и инновационных проектов социального значения, которые способствуют устойчивому экономическому развитию Республики Казахстан. Одним из ключевых направлений деятельности Фонда является поддержка местного производства через Программу импортозамещения. Фонд регулярно, на ежеквартальной основе, определяет и утверждает «Пул товаров чистого импорта», в которых у группы компаний Фонда имеется долгосрочная потребность. Компаниям, расположенным на территории Казахстана, предлагается начать производство данных товаров. В ответ Фонд обязуется обеспечить стабильный и долгосрочный спрос на произведенную продукцию. С 2018 по 2023 год было одобрено 68 проектов для заключения офтейк-контрактов, в результате чего было заключено 476 офтейк-контракта на общую сумму примерно 115,7 млрд тенге.
Ведение Реестра товаропроизводителей Фонда
В целях поддержки отечественных производителей, на постоянной основе проводится прием, рассмотрение и принятие решений по материалам, представленным для включения в Реестр товаропроизводителей Фонда (Реестр ТПФ), нахождение в котором дает производителям приоритетное право на участие в закупках Фонда.
По итогам 2023 года рассмотрено 2 532 заявок от бизнеса по включению в Реестр ТПФ. В настоящее время в Реестр ТПФ включено 706 организаций по более 15 тыс. товарным позициям.
Совместно с портфельными компаниями Фонда было разработано 9 новых категорий товаров, работ и услуг
9
новых категорий
За 2022–2023 годы в Реестр КПП было включено 177 потенциальных поставщиков
177
поставщиков
Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков
В контексте современных закупочных практик процесс предварительного квалификационного отбора (далее — ПКО) потенциальных поставщиков приобретает ключевое значение.
Он обеспечивает косвенное снижение рисков, связанных с последующим заключением контрактов, а также способствует оптимизации расходов на проведение тендерных процедур. ПКО способствует обеспечению прозрачности и справедливой конкуренции на рынке путем отбора организаций, которые с большой вероятностью удовлетворят потребности заказчика в качественных товарах, работах и услугах.
Всего в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков (далее — Реестр КПП) включено 215 потенциальных поставщиков. За 2022–2023 годы в Реестр КПП было включено 177 потенциальных поставщиков (рост — 81 участник в период 2022-2023 г.).
В течение отчетного периода совместно с портфельными компаниями Фонда было разработано 9 новых категорий товаров, работ и услуг, по которым применяется ПКО. Снижение количества разработанных новых категорий объясняется сфокусированностью на дополнительных процедурах ПКО, таких как актуализация существующих категорий и мониторинг состояния организаций, включенных в Реестр КПП. Регулярно проводимый мониторинг качества предоставляемых услуг отмечает 100% уровень удовлетворенности процессом ПКО со стороны потенциальных поставщиков, что подтверждает его высокую эффективность и вклад в повышение конкурентоспособности на рынке.
Категорийное управление закупками
Категорийное управление закупками (далее — КУЗ) — представляет собой современную мировую практику в области управления, направленную на улучшение экономической эффективности процессов закупок компании. Основная цель КУЗ заключается в трансформации подхода к осуществлению закупок с учетом особенностей конкретного бизнес-направления. Данная практика способствует значительному снижению стоимости закупок, улучшению качества приобретаемых товаров, оптимизации расходов на логистику, а также к минимизации объемов неликвидных запасов. Ключевым преимуществом КУЗ является то, то при выборе поставщика основным критерием выступает не исключительно стоимость приобретения, но также общая сумма всех затрат, возникающих на каждом этапе жизненного цикла товара, работы или услуги — от момента приобретения до их полного списания или утилизации.
Перечень категорий закупок Фонда и организаций Фонда
По состоянию на 31 декабря 2023 года Перечень включается 29 категорий закупок, из них: на уровне Фонда — 5, АО НК «КазМунайГаз» — 10, АО «НК «Қазақстан темір жолы» — 7, АО «Самрук-Энерго» — 4, АО «НАК «Казатомпром» — 3.
Разработка и реализация закупочных категорийных стратегий (далее — ЗКС) Фонда
В 2023 году была актуализирована ЗКС Фонда по категории «IT оборудование» (решение Правления Фонда от 26 октября 2023 года №51/23).
По состоянию на 31 декабря 2023 года в процессе разработки находятся две ЗКС Фонда по категориям «Медицинское страхование» и «Шины» (утверждение ожидается в 2024 году).
Экономический эффект по итогам реализации ЗКС Фонда составил 5 226 млн тенге (16% от суммы затрат).
Дальнейшее развитие Единого номенклатурного справочника товаров, работ и услуг
По состоянию на 31 декабря 2023 года общее количество кодов в Едином номенклатурном справочнике товаров, работ и услуг (далее — ЕНС ТРУ) достигло 53 150, включая 50 718 кодов для товаров, 575 кодов для работ и 1 857 кодов для услуг. В течение 2023 года в информационной системе ЕНС ТРУ было рассмотрено 2 061 заявление на добавление новых кодов. Из них Комиссия по рассмотрению и утверждению кодов ЕНС ТРУ утвердила 1 037 новых кодов и вернула 1 024 заявления.
Одной из стратегических задач по развитию и совершенствованию ЕНС ТРУ является выполнение плана по унификации и стандартизации технических спецификаций в закупках. Показатель отражает количество кодов ЕНС ТРУ, охваченных стандартизированными типовыми техническими спецификациями в закупках товаров по группе компаний Фонда и направлен на повышение эффективности и качества проводимых закупок, а также исключение рисков некорректного применению кодов ЕНС ТРУ.
Основываясь на анализе по закупкам компаний Фонда от 10 млн тенге и выше за 2022 год, с частотой применения более 50 раз в год, и предложениях компаний Фонда, в отчетном году был сформирован перечень из 2 952 кодов ЕНС ТРУ на товары. По указанным кодам совместно со специалистами компаний Фонда были разработаны шаблоны типовых технических спецификаций для применения в информационной системе электронных закупок.
Цифровизация процессов
В соответствии с Правилами реализации имущества АО «Самрук-Қазына» была разработана информационная система «Веб-портал по реализации имущества Фонда». В 3 квартале 2023 года было проведено успешное пилотное тестирование нескольких портфельных компаний Фонда. Ранее, в 2022 году, был внедрен автоматизированный мониторинг плановых цен на товары в информационной системе закупок. При формировании планов закупок или их корректировке плановые цены сравниваются со средними по Фонду и фактическими по конкретной компании. При превышении компании получают уведомления и обосновывают свои цены. В результате наблюдается положительная динамика запроса ценовых предложений у большего числа компаний, в том числе местных производителей, что ведет к более качественному формированию плановых цен.
Перечень ненадежных поставщиков
СКК формирует и ведет Перечень ненадежных поставщиков.
Всего в 2023 году в Перечень было включено 924 потенциальных поставщика. Из них 464 были включены за уклонение от заключения договора, 376 — по решению суда, установившего неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, 60 — за невнесение обеспечения исполнения договора, и 24 — за предоставление недостоверной информации в процессе закупок.
Планы на 2024
В 2024 году предусмотрено выполнение ряда значимых инициатив. Планируется обращение в Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан для получения одобрения на запуск информационной системы «Веб-портал по реализации имущества Фонда». В текущем году планируется интеграция результатов пилотного проекта по унификации и стандартизации технических спецификаций в систему закупок после необходимых модификаций информационных систем ЕНС ТРУ и ИСЭЗ. В течение 2024 года также предстоит актуализация Перечня категорий закупок.