Служба комплаенс

Служба комплаенс представляет собой структурное подразделение Фонда, отвечающее за соблюдение антикоррупционного законодательства Республики Казахстан. Служба обеспечивает определение политики по вопросам противодействия коррупции, осуществление контроля за реализацией мероприятий по противодействию коррупции, а также формирование соответствующей внутренней корпоративной культуры.

Основными целями деятельности Службы комплаенс Фонда являются обеспечение соблюдения антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и развитие комплаенс программы, включая координацию деятельности и взаимодействие со службами комплаенс портфельных компаний. Служба комплаенс руководствуется Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», Политикой по противодействию коррупции, Кодексом поведения, Корпоративным стандартом по комплаенс функции группы Фонда и иными внутренними документами Фонда.

В 2023 году Служба комплаенс продолжила развивать функцию комплаенс в группе компаний Фонда, автоматизировать отдельные элементы комплаенс-программы на уровне группы компаний Фонда и развивать взаимодействие с регулятором, повышая прозрачность деятельности группы компаний Фонда.

Руководство Фонда проводит планомерную работу, направленную на продвижение идеологии добропорядочности и усиление общественного контроля в корпоративном управлении группы компаний Фонда. Руководство Фонда регулярно проводит встречи и ведет открытый диалог с бизнес-сообществом, иностранными инвесторами, представителями общественности, отраслевыми ассоциациями, на основе принципов открытости и прозрачности. Также руководство Фонда задает правильный «тон сверху», подчеркивая необходимость соблюдения законодательства и комплаенс политик.

Руководитель Службы комплаенс Фонда принимает активное участие в нормотворческой работе по вопросам комплаенс функции в квазигосударственном и частном секторе, встречах с государственными органами и бизнес-сообществом.

По итогам 2023 года Службой комплаенс:

  • проведена работа по актуализации Кодекса поведения Фонда, по итогам которой решением заочного заседания Совета директоров Фонда от 20 июня 2023 года был утвержден Кодекc поведения АО «Самрук-Қазына» в новой редакции;
  • разработана Стратегия развития комплаенс функции в группе компаний Фонда на 2023–2027 годы, которая утверждена решением заочного заседания Совета директоров Фонда от 20 июня 2023 года. Стратегическими направлениями развития комплаенс на 2023 — 2027 гг. в рамках противодействия коррупции и повышения транспарентности деятельности в компаниях группы Фонда определены развитие функции комплаенс в соответствии с лучшей международной практикой, включая инициативы по автоматизации отдельных элементов комплаенс программы, а также сертификация антикоррупционных комплаенс систем на соответствие требованиям стандартов ISO СТРК 37001:2017 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством;
  • полностью пересмотрен Корпоративный стандарт по функции комплаенс группы АО «Самрук-Қазына». Решением Правления Фонда № 60/23 от 21 декабря 2023 года в новой редакции утвержден Корпоративный стандарт по комплаенс функции группы АО «Самрук-Қазына», разработанный в соответствии с законодательством Республики Казахстан и внутренними документами Фонда на основании лучших практик в области антикоррупционного комплаенса, деловой этики и обеспечения соответствия (комплаенса), включая релевантные международные стандарты.

В отчетном периоде Службой комплаенс Фонда была проведена оценка действующих антикоррупционных процессов на предмет соответствия требованиям ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством». По результатам оценки разработан План мероприятий для последующей сертификации Фонда.

В рамках автоматизации процессов Службой комплаенс Фонда была проведена работа по автоматизации процессов рассмотрения обращений, поступающих по Горячей линии и проверки благонадежности третьих лиц путем разработки информационной системы (далее — е-Комплаенс). Основным назначением е-Комплаенс является автоматизация комплаенс процессов в части полного и всестороннего рассмотрения обращений, поступающих на Горячую линию, проверки контрагентов, включая предоставление доступа к сведениям о контрагентах, содержащихся в государственных базах, определение уровня риска, формирование типовых заключений и хранения результатов проверки через единый интерфейс с доступом для всех компаний группы Фонда. Планируется системная доработка е-Комплаенс в части автоматизации декларирования конфликта интересов, принятия подарков и обучения.

В части обучающих мероприятий, в 2023 году проведен комплекс мероприятий (форумы, семинары, совещания) по вопросам усиления антикоррупционной культуры, совершенствованию комплаенс функции и корпоративного управления, с участием Агентства по противодействию коррупции и представителей портфельных компаний Фонда.