Единый центр обслуживания

С июля 2020 года ТОО «­Самрук-Қазына Бизнес Сервис» (далее — Компания) функционирует как общий центр обслуживания АО «Самрук-Қазына».

Эта роль была утверждена в рамках программы преобразований, принятой Советом по модернизации в организациях группы АО «Самрук-Қазына» 28 мая 2020 года для повышения эффективности ключевого бизнеса за счет централизации непрофильных функций АО «Самрук-Қазына» и группы компаний в единый центр обслуживания.

Компания в настоящее время выполняет ряд ключевых функций в рамках Фонда, включая:

  • Центра экспертизы клиента SAP;
  • Центра компетенций по комплаенс;
  • Единый Оператор Программы приватизации;
  • Организация централизованного архивного хранения документов.

Компания имеет долю участия в уставном капитале дочерней организации ТОО «QazCloud» — 51% (49% — принадлежит ТОО «Данекер Сала»). ТОО «QazCloud» предоставляет широкий спектр IT-услуг, включая поддержку и модернизацию IT-инфраструктуры, аренду виртуальных IT-ресурсов и защиту информационных данных Фонда.

Ключевые результаты деятельности за 2023 год

Показатель 2022 2023
Финансовые показатели, тыс. тенге
Доходы 11 359 281 17 991 616
Себестоимость (10 184 322) (15 549 459)
Общие административные расходы (1 070 107) (1 090 029)
Чистая прибыль Компании до налогообложения 78 987 1 159 239
Чистая прибыль 61 044 954 501
Выплаченные дивиденды единственному участнику 168 051 177 464

Превышение чистой прибыли в 2023 году было обусловлено рядом факторов. Основными из них стали увеличение доходов от аутсорсинга бизнес-процессов кадрового администрирования и централизованного архивного хранения документов Компании, а также успешная реализация новых проектов дочерней компании ТОО «QazCloud».

На текущий момент Компания обслуживает 5,4 тыс. работников — АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Мунайтелеком», ТОО «Мангис­тауэнергомунай», ТОО «Oil Construction Company», ТОО «ПНХЗ», ТОО «QazCloud», ТОО «КМГ Инжиниринг» и ­филиал, ТОО «Самрук-Қазына Контракт», ТОО «Samruk-Kazyna Ondeu», ТОО ­«Тау-Кен Самрук».

Деятельность ОЦО

С момента своего создания Общий центр обслуживания (ОЦО) активно развивает и расширяет спектр предоставляемых услуг компаниям Фонда и самому Фонду. Ключевые направления деятельности ОЦО включают:

  • Административно-хозяйственное обеспечение;
  • Письменные переводы;
  • Перевозка работников;
  • Обеспечение деятельности руководителей;
  • Организация закупок;
  • HR-сервис;
  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Правовое обеспечение;
  • Безопасность;
  • IT-безопасность;
  • И прочие функции.

В 2022 году ОЦО успешно прошел сертификацию системы менеджмента качества предоставляемых услуг по стандарту СТ РК ISO 9001–2016 (ISO 9001-2015), а в 2023 году — ежегодный инспекционный контроль, подтвердивший соответствие системы требованиям стандарта.

С июля 2023 года по инициативе Фонда деятельность ОЦО была расширена за счет передачи функций аутсорсинга бизнес-процессов из частного учреждения «Samruk Business Academy». Это включает:

  • Кадровое администрирование;
  • Администрирование расчета и начисления заработных плат;
  • Администрирование рекрутинга.

Компания по новым направлениям обслуживает более 5,4 тыс. работников и располагает двумя региональными центрами обслуживания в городах Павлодар и Актау.

Централизованное архивное хранение документов

Решением Совета по модернизации в организациях группы Фонда от 10 декабря 2020 года Компания была определена оператором по реализации проекта «Централизованное архивное хранение документов» (ЦАХД), в периметр деятельности которого вошли ПК/ДЗО Фонда.

В декабре 2022 года путем вклада в уставный капитал Товариществу со стороны АО «Самрук-Қазына» передана информационная системы «Электронный архив».

В рамках программы «ЦАХД» Компания осуществляет деятельность по пяти направлениям, включая предоставление доступа к информационной системе ­«Электронный архив».

В 2023 году был обеспечен доступ к информационной системе «Электронный архив» для пяти компаний Фонда (ТОО «QazCloud», АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Энергоинформ», ТОО «Хорасан»).

В 2023 году общая сумма заключенных договоров на обслуживание составила 265 млн тенге.

Центр экспертизы клиента SAP

Компания была определена Оператором в рамках Соглашения о предоставлении прав использования и оказания услуг по сопровождению программного обеспечения от 30 декабря 2015 года №122 между АО «Самрук-Қазына» и ТОО «САП Казахстан» (далее — Соглашение САП). Оператор заключает договоры с ПК на распределение и техническую поддержку лицензионного программного обеспечения SAP, принадлежащего АО «Самрук-Қазына», а также обеспечивает соблюдение условий Соглашения САП в соответствии с Договором доверительного управления лицензиями на программное обеспечение SAP № 630-и, заключенным 20 декабря 2016 года.

В периметр Соглашения САП услуги охватывают 25 компаний в группе АО «Самрук-Қазына». В функции Центра экспертизы клиента SAP входят:

  • Служба поддержки программного обеспечения;
  • Управление лицензиями;
  • Контрактное администрирование;
  • Консалтинговая поддержка;
  • Координация запросов на доработку или модификацию программного обеспечения;
  • Информационный менеджмент;
  • Заключение и сопровождение договоров аренды с компаниями Фонда;
  • Проведение лицензионных аудитов.

Общая сумма заключенных договоров в рамках данных обязательств превысила 13 млрд тенге без учета НДС.

Единый оператор Программы приватизации

Решением Правления АО «Самрук-Қазына» от 14 октября 2021 года Компания определена Единым оператором в соответствии с Правилами передачи активов в конкурентную среду. Компанией разработана и введена в действие информационная система «автоматизированная база данных реализованных и реализуемых активов» (ИС АБДРА). Фонду и всем отраслевым компаниям был предоставлен доступ в ИС АБДРА для заполнения данных по всем активам АО «Самрук-Қазына», вошедшим в постановление Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах приватизации на 2021–2025 годы» №908 от 29.12.2020 г. (далее — ППРК).

К концу 2023 года в системе собрана информация о 53 активах, перечисленных в указанном постановлении, в том числе по Перечню 1 — 16 активов, по Перечню 2 — 14 активов и по Перечню 3 — 23 актива.

Представителями Единого оператора по итогам года принято участие в 23 заседаниях Комиссий Отраслевых компаний по вопросам реализации активов и в 26 заседаниях Проектного офиса Фонда на предмет соблюдения Порядка и процедур передачи в конкурентную среду активов, предусмотренных Правилами.

Центр компетенций комплаенс

В соответствии с пунктом 54 Расширенной Дорожной карты, утвержденной Правлением Фонда 24 февраля 2022 года (протокол №10-р), во исполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам реформирования АО «Самрук-Қазына», реализация комплаенс функции в компаниях группы АО «Самрук-Қазына» осуществляется Центром компетенций комплаенс. Основания для этого включают:

Специфика комплаенс функции, которая включает в себя антикоррупционные, санкционные, листинговые и регуляторные аспекты, требующие высокой специализации и понимания уникальных требований, связанных с деятельностью Фонда. Особенности этих функций делают сложным поиск внешних поставщиков услуг, способных предложить необходимый уровень качества при ограниченных ресурсах.

Конфиденциальность. Важность сохранения конфиденциальной информации в рамках группы Фонда не может быть недооценена. Центр компетенций комплаенс обеспечивает более строгий контроль за сохранением и защитой чувствительных данных по сравнению с внешними подрядчиками.

Оптимизация расходов. Создание внутренних компетенций позволяет существенно сократить затраты на услуги по сопровождению и реализации комплаенс-функции.

Основными направлениями деятельности Центра компетенций комплаенс являются:

  • Методологическая поддержка и сопровождение функции комплаенс в портфельных компаниях Фонда;
  • Обеспечение соблюдения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
  • Обеспечение функционирования линии инициативного информирования группы компаний АО «Самрук-Қазына»;
  • Автоматизация отдельных элементов антикоррупционной комплаенс программы;
  • Оказание услуг аутсорсинга бизнес-процесса комплаенс функции в группе компаний АО «Самрук-Қазына» в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и Корпоративным стандартом по комплаенс функции группы компаний АО «Самрук-Қазына».
  • Обеспечение проведения сертификационного аудита антикоррупционных систем АО «Самрук-Қазына» на соответствие требованиям стандарта ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством».

Планы на 2024 год

В 2024 году Компания планирует:

  • Сохранение и развитие текущих видов деятельности с улучшением качества оказываемых услуг;
  • Автоматизация процессов предоставления услуг заказчикам, в том числе с использованием мобильных сервисов;
  • Внедрение информационной системы электронного архива в компаниях Фонда с реализаций функции интеграции в рамках проекта «Горизонтальный мониторинг».
  • Усиление контроля за прозрачностью и законностью осуществления сделок по передаче активов в конкурентную среду;
  • Распределить лицензии среди компаний группы Фонда, включая потенциально новые организации, вошедшие в соглашение SAP.