Единый центр обслуживания
С июля 2020 года ТОО «Самрук-Қазына Бизнес Сервис» (далее — Компания) функционирует как общий центр обслуживания АО «Самрук-Қазына».
Эта роль была утверждена в рамках программы преобразований, принятой Советом по модернизации в организациях группы АО «Самрук-Қазына» 28 мая 2020 года для повышения эффективности ключевого бизнеса за счет централизации непрофильных функций АО «Самрук-Қазына» и группы компаний в единый центр обслуживания.
Компания в настоящее время выполняет ряд ключевых функций в рамках Фонда, включая:
- Центра экспертизы клиента SAP;
- Центра компетенций по комплаенс;
- Единый Оператор Программы приватизации;
- Организация централизованного архивного хранения документов.
Компания имеет долю участия в уставном капитале дочерней организации ТОО «QazCloud» — 51% (49% — принадлежит ТОО «Данекер Сала»). ТОО «QazCloud» предоставляет широкий спектр IT-услуг, включая поддержку и модернизацию IT-инфраструктуры, аренду виртуальных IT-ресурсов и защиту информационных данных Фонда.
Ключевые результаты деятельности за 2023 год
Показатель | 2022 | 2023 |
---|---|---|
Финансовые показатели, тыс. тенге | ||
Доходы | 11 359 281 | 17 991 616 |
Себестоимость | (10 184 322) | (15 549 459) |
Общие административные расходы | (1 070 107) | (1 090 029) |
Чистая прибыль Компании до налогообложения | 78 987 | 1 159 239 |
Чистая прибыль | 61 044 | 954 501 |
Выплаченные дивиденды единственному участнику | 168 051 | 177 464 |
Превышение чистой прибыли в 2023 году было обусловлено рядом факторов. Основными из них стали увеличение доходов от аутсорсинга бизнес-процессов кадрового администрирования и централизованного архивного хранения документов Компании, а также успешная реализация новых проектов дочерней компании ТОО «QazCloud».
На текущий момент Компания обслуживает 5,4 тыс. работников — АО «НК «КазМунайГаз», ТОО «Мунайтелеком», ТОО «Мангистауэнергомунай», ТОО «Oil Construction Company», ТОО «ПНХЗ», ТОО «QazCloud», ТОО «КМГ Инжиниринг» и филиал, ТОО «Самрук-Қазына Контракт», ТОО «Samruk-Kazyna Ondeu», ТОО «Тау-Кен Самрук».
Деятельность ОЦО
С момента своего создания Общий центр обслуживания (ОЦО) активно развивает и расширяет спектр предоставляемых услуг компаниям Фонда и самому Фонду. Ключевые направления деятельности ОЦО включают:
- Административно-хозяйственное обеспечение;
- Письменные переводы;
- Перевозка работников;
- Обеспечение деятельности руководителей;
- Организация закупок;
- HR-сервис;
- Бухгалтерский и налоговый учет;
- Правовое обеспечение;
- Безопасность;
- IT-безопасность;
- И прочие функции.
В 2022 году ОЦО успешно прошел сертификацию системы менеджмента качества предоставляемых услуг по стандарту СТ РК ISO 9001–2016 (ISO 9001-2015), а в 2023 году — ежегодный инспекционный контроль, подтвердивший соответствие системы требованиям стандарта.
С июля 2023 года по инициативе Фонда деятельность ОЦО была расширена за счет передачи функций аутсорсинга бизнес-процессов из частного учреждения «Samruk Business Academy». Это включает:
- Кадровое администрирование;
- Администрирование расчета и начисления заработных плат;
- Администрирование рекрутинга.
Компания по новым направлениям обслуживает более 5,4 тыс. работников и располагает двумя региональными центрами обслуживания в городах Павлодар и Актау.
Централизованное архивное хранение документов
Решением Совета по модернизации в организациях группы Фонда от 10 декабря 2020 года Компания была определена оператором по реализации проекта «Централизованное архивное хранение документов» (ЦАХД), в периметр деятельности которого вошли ПК/ДЗО Фонда.
В декабре 2022 года путем вклада в уставный капитал Товариществу со стороны АО «Самрук-Қазына» передана информационная системы «Электронный архив».
В рамках программы «ЦАХД» Компания осуществляет деятельность по пяти направлениям, включая предоставление доступа к информационной системе «Электронный архив».
В 2023 году был обеспечен доступ к информационной системе «Электронный архив» для пяти компаний Фонда (ТОО «QazCloud», АО «Самрук-Энерго», АО «KEGOC», АО «Энергоинформ», ТОО «Хорасан»).
В 2023 году общая сумма заключенных договоров на обслуживание составила 265 млн тенге.
Центр экспертизы клиента SAP
Компания была определена Оператором в рамках Соглашения о предоставлении прав использования и оказания услуг по сопровождению программного обеспечения от 30 декабря 2015 года №122 между АО «Самрук-Қазына» и ТОО «САП Казахстан» (далее — Соглашение САП). Оператор заключает договоры с ПК на распределение и техническую поддержку лицензионного программного обеспечения SAP, принадлежащего АО «Самрук-Қазына», а также обеспечивает соблюдение условий Соглашения САП в соответствии с Договором доверительного управления лицензиями на программное обеспечение SAP № 630-и, заключенным 20 декабря 2016 года.
В периметр Соглашения САП услуги охватывают 25 компаний в группе АО «Самрук-Қазына». В функции Центра экспертизы клиента SAP входят:
- Служба поддержки программного обеспечения;
- Управление лицензиями;
- Контрактное администрирование;
- Консалтинговая поддержка;
- Координация запросов на доработку или модификацию программного обеспечения;
- Информационный менеджмент;
- Заключение и сопровождение договоров аренды с компаниями Фонда;
- Проведение лицензионных аудитов.
Общая сумма заключенных договоров в рамках данных обязательств превысила 13 млрд тенге без учета НДС.
Единый оператор Программы приватизации
Решением Правления АО «Самрук-Қазына» от 14 октября 2021 года Компания определена Единым оператором в соответствии с Правилами передачи активов в конкурентную среду. Компанией разработана и введена в действие информационная система «автоматизированная база данных реализованных и реализуемых активов» (ИС АБДРА). Фонду и всем отраслевым компаниям был предоставлен доступ в ИС АБДРА для заполнения данных по всем активам АО «Самрук-Қазына», вошедшим в постановление Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах приватизации на 2021–2025 годы» №908 от 29.12.2020 г. (далее — ППРК).
К концу 2023 года в системе собрана информация о 53 активах, перечисленных в указанном постановлении, в том числе по Перечню 1 — 16 активов, по Перечню 2 — 14 активов и по Перечню 3 — 23 актива.
Представителями Единого оператора по итогам года принято участие в 23 заседаниях Комиссий Отраслевых компаний по вопросам реализации активов и в 26 заседаниях Проектного офиса Фонда на предмет соблюдения Порядка и процедур передачи в конкурентную среду активов, предусмотренных Правилами.
Центр компетенций комплаенс
В соответствии с пунктом 54 Расширенной Дорожной карты, утвержденной Правлением Фонда 24 февраля 2022 года (протокол №10-р), во исполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам реформирования АО «Самрук-Қазына», реализация комплаенс функции в компаниях группы АО «Самрук-Қазына» осуществляется Центром компетенций комплаенс. Основания для этого включают:
Специфика комплаенс функции, которая включает в себя антикоррупционные, санкционные, листинговые и регуляторные аспекты, требующие высокой специализации и понимания уникальных требований, связанных с деятельностью Фонда. Особенности этих функций делают сложным поиск внешних поставщиков услуг, способных предложить необходимый уровень качества при ограниченных ресурсах.
Конфиденциальность. Важность сохранения конфиденциальной информации в рамках группы Фонда не может быть недооценена. Центр компетенций комплаенс обеспечивает более строгий контроль за сохранением и защитой чувствительных данных по сравнению с внешними подрядчиками.
Оптимизация расходов. Создание внутренних компетенций позволяет существенно сократить затраты на услуги по сопровождению и реализации комплаенс-функции.
Основными направлениями деятельности Центра компетенций комплаенс являются:
- Методологическая поддержка и сопровождение функции комплаенс в портфельных компаниях Фонда;
- Обеспечение соблюдения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;
- Обеспечение функционирования линии инициативного информирования группы компаний АО «Самрук-Қазына»;
- Автоматизация отдельных элементов антикоррупционной комплаенс программы;
- Оказание услуг аутсорсинга бизнес-процесса комплаенс функции в группе компаний АО «Самрук-Қазына» в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции» и Корпоративным стандартом по комплаенс функции группы компаний АО «Самрук-Қазына».
- Обеспечение проведения сертификационного аудита антикоррупционных систем АО «Самрук-Қазына» на соответствие требованиям стандарта ISO 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством».
Планы на 2024 год
В 2024 году Компания планирует:
- Сохранение и развитие текущих видов деятельности с улучшением качества оказываемых услуг;
- Автоматизация процессов предоставления услуг заказчикам, в том числе с использованием мобильных сервисов;
- Внедрение информационной системы электронного архива в компаниях Фонда с реализаций функции интеграции в рамках проекта «Горизонтальный мониторинг».
- Усиление контроля за прозрачностью и законностью осуществления сделок по передаче активов в конкурентную среду;
- Распределить лицензии среди компаний группы Фонда, включая потенциально новые организации, вошедшие в соглашение SAP.